Выразительные средства языка.
Противопоставление антонимов в речи является
ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи: Он был
слаб телом, но силен духом.
Контекстные (или
контекстуальные) антонимы — это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются
антонимами только в тексте: Ум и сердце — лед и пламень — вот основное, что
отличало этого героя.
Гипербола — образное выражение,
преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях
усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.
Индивидуально-авторские
неологизмы благодаря своей новизне позволяют создавать определенные
художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: …как бы
нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А.
Солженицын)
Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить
какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат
Илюше Обломову.
Синонимы
— это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же
понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность —
любовь, приятель — друг.
Контекстные (или
контекстуальные) синонимы — слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов — гений
— любимое дитя природы. (В. Белинский).
Стилистические синонимы — отличаются стилистической
окраской, сферой употребления: усмехнулся — хихикнул — засмеялся — заржал.
Синтаксические синонимы — параллельные
синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему
значению: начать готовить уроки — приступить к подготовке уроков.
Метафора
— скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и
предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних
предметов с другими, имеющими общий признак.
В
художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности
речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев
и точки зрения рассказчика и самого автора.
В
метафоре автор создает образ — художественное представление о предметах,
явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве
основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых
людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых,
иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы… опрокинулся и
затонул.
Метонимия
— перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее
употребительные случаи переноса:
а)
с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? — спросил
постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;
б)
с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И.
Писарева;
в)
имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный
Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского….
Оксюморон — сочетание контрастных по
значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение
логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно
исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие
противоречивых, сложных явлений, нередко — борьбы противоположностей. Чаще
всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное
веселье продолжалось…
Олицетворение — один из видов метафоры,
когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При
олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку: Деревца,
нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметам
приписываются действия, которые доступны лишь людям: Дождь зашлепал босыми
ножками по дорожкам сада.
Оценочная
лексика — прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин — это
чудо.
Перифраза
— использование описания вместо собственного имени или названия;
описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово. Используется для
украшения речи, замены повтора: Город на Неве приютил Гоголя.
Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной,
меткой, выразительной.
Сравнение
— одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою
точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания
предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем
сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами
как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образного описания самых
различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает
дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в
творительном падеже: Тревога змеею вползла в наши сердца.
Бывают сравнения, которые передаются формой сравнительной степени
наречия или прилагательного: Эгоизм бывает холоднее родника; Земля нежнее пуха
лежала перед ним.
Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов похож,
подобен, напоминает: …бабочки похожи на цветы.
Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по
смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:
1)
развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное
сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами
любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.
2)
развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом
так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так
лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже
ощутив опасность.
Фразеологизмы
— это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они — важное
экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные
определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев,
окружающей действительности и т. д.: У таких людей, как мой герой, есть искра
божия.
Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис,
положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более
эмоциональной, выразительной: А.С.Пушкина, «как первую любовь», не забудет не
только «России сердце», но и мировая культура.
Эпитет
— слово, выделяющее в предмете или явлении какие-либо его свойства, качества
или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т. е. красочное,
образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его
отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно
выступает как художественное, образное определение к другому:
1)
существительное: болтушка сорока.
2)
прилагательное: роковые часы.
3)
наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего
эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном
значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.
Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им
явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета
автор конкретизирует явления или их свойства.
Синтаксические средства
Авторская пунктуация — это постановка знаков
препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки
передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве
авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставление:
Рожденный ползать — летать не может, либо особо выделяет вторую после знака
часть: Любовь — главнее всех<. Авторские восклицательные знаки служат
средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.
Анафора, или единоначатие — это повторение отдельных
слов или оборотов в начале предложений. Используется для усиления высказанной
мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах,
переполняющих душу в этот момент?
Антитеза — стилистический прием,
который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов,
создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить
противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского
взгляда на описываемые явления, образы.
Восклицательные частицы — способ выражения
эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О
как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!.
Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношение автора к
описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное
отношение! Как можно не беречь счастье! Восклицательные предложения выражают
также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!
Градация — стилистическая фигура,
заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении
сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств
художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради
человечества — берегите мир!
Инверсия
— обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее
предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым
словом, несогласованное — после него, дополнение — после управляющего слова,
обстоятельство образа действия — перед глаголом: Современная молодежь быстро
поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке,
чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное
средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая,
земля моя родная, тебя ли нам не беречь!
Композиционный
стык — это повторение в начале нового предложения слова или слов из
предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина.
Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
Многосоюзие
— риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов
для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не
грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!
Парцелляция
— прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель —
придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт
внезапно встал. Побледнел.
Повтор
— сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с
целью усилить значение этого образа, понятия и т. д.: Пушкин был страдалец,
страдалец в полном смысле этого слова.
Присоединительные
конструкции — построение текста, при котором каждая последующая часть,
продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая
обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания
эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа
встречающих. И слезы. И горечь утрат.
Риторические
вопросы и риторические восклицания — особое средство создания
эмоциональности речи, выражения авторской позиции.
Кто
не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту
гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную
жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами
человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, муромским
разбойникам?
Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!
Синтаксический
параллелизм — одинаковое построение нескольких рядом расположенных
предложений. С его помощью автор стремится выделить, подчеркнуть высказанную
мысль: Мать — это начало всех начал. Мать — это чудо земное. Мать — это слово
святое.
Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных
разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи,
эмоциональный настрой автора.
«Бинокли. Бинокли. Люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее
кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно
Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие
обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде
можно видеть биение пульса… И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково
мастерство Леонардо.»
«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… В
центральном зале экспозиции — тридцать пять картин великого романтика».
Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более
выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда.
Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги. … Ни одного мазка, — слышу я
слова. — Нет мазков. Как живая.
Эпифора — одинаковая концовка
нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т. д.: Я
всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
Ну
что, теорию литературы повторил? А теперь вернемся к русскому языку и повторим
знаки препинания при цитатах, ведь без цитат любое сочинение становится
бездоказательным, обезличенным. Цитирование — это один из приемов аргументации
высказанной мысли.
|