А – 29.
ТЕКСТ как речевое произведение.
(тренировочные
задания)
Текст № 1.
(1) Эфирные
масла – это летучие, с сильным запахом вещества, вырабатываемые растениями. (2)
Жирные на ощупь, они отличаются от жирных масел большой летучестью, подобно
эфиру. (3) Отсюда и их название – эфирные масла.
(4) В отличии
от жирных масел эфирные масла не оставляют на ткани и бумаге жирных пятен. (5)
В мире известно 2500 эфирномасличных растений. (6) Эфирные масла встречаются в
различных частях растений: в цветах, листьях, плодах, иногда и в подземных
частях. (7) Свойства и запах эфирных масел в течение жизни растений меняются.
1) Какое суждение противоречит содержанию
текста?
а) Эфирные
масла – это летучие вещества, вырабатываемые растениями.
б) Как и
жирные масла, эфирные масла оставляют пятна на ткани и бумаге.
в) Эфирные
масла могут находиться в любой части растений.
г) В течение
жизни растений эфирные масла меняют свои свойства и запах.
2) Какова
цель автора этого текста?
а) Сообщить
теоретические сведения, представляющие интерес для исследователя.
б) Доступно
изложить научные факты.
в)
Информировать читателя, убеждая его в необходимости изучения эфирных масел.
г) Выразить
личное отношение к описываемому явлению.
3) Какая из характеристик не свойственна
данному тексту?
а) Лексика
текста может быть понятна только специалисту.
б) Текст
рассчитан на широкий круг читателей.
в) Текст
содержит достаточно полную характеристику описываемого явления.
г) Термины,
встречающиеся в тексте, даются с объяснениями.
Текст № 2.
(1) Слово
«модный», как известно, относится не к одной одежде, но и к другим предметам
нашего быта и многим произведениям декоративно-прикладного искусства.
(2) «Модно» -
значит, это нравится большинству и кажется потому наиболее привлекательным.
(3) Кроме того,
«модно» - значит современно, типично для данного времени. (4) Формы одежды и
предметов быта постепенно изменяются, оставаясь всегда созвучными окружающей
обстановке и требованиям жизни. (5) Эти изменения бывают обусловлены состоянием
промышленности и экономики, связаны с экономическим, политическим и бытовым
укладом общества, с окружающей предметной средой.
1) Какова
цель автора?
а) Выразить
личное отношение к описываемому явлению.
б) Сообщить
теоретические сведения, представляющие интерес для специалиста.
в) Доступно
изложить научные факты.
г) Раскрыть
значение и особенности функционирования (употребления) ключевых слов данного
текста.
2) Какое суждение противоречит содержанию
текста?
а) Модно –
значит современно, типично для данного времени.
б) Характер
внешности людей в той или иной мере соответствует всему стилю данной эпохи, её
архитектуре, связан с развитием прикладного искусства, бытовым, экономическим и
политическим укладом общества.
в) Мода
постоянна.
г) Наша одежда
должна соответствовать эстетическим запросам современного человека.
Текст № 3.
А. В лугах около Старицы есть небольшое
безыменное озеро.
Б.
А через год, к нашему удивлению,
название привилось, но колхозники переделали его по-своему и стали называть это
озеро Амбарским.
В. Мы назвали его Лагобарским в честь
бородатого сторожа – «лангобарда», который жил на берегу озера в шалаше,
сторожил капустные огороды.
Г. Как прививаются названия!
1) Укажите
последовательность, в которой должны следовать предложения, чтобы получился
текст.
А) В,Б,А,Г. Б)
Г,А,В,Б. В) Г,А, Б, В. Г) Б, А, В, Г.
2) В
каких предложениях говорится о происхождении названия озера?
А) А, В. Б) В, Г. в) А, Г г)
В, Б
Текст №4.
(1) Неожиданно
Дюшка ощутил: что-то живет на пустой улице, что-то помимо грачей, берёзки,
старого пня. (2) Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные
тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в
полосках солнечного света. (3) Что- то есть, что-то, заполняющее всё,-
невидимое, неслышимое, крадущееся по поселку мимо Дюшки. (4) И оно всегда,
всегда было, и никто никогда не замечал его. (5) Никто никогда, ни другие люди!
(6) Дюшка стоял затаив
дыхание, боясь спугнуть свое хрупкое неведенье. (7) Вот-вот и откроется. (8)
Вот-вот – великая тайна, не подвластная никому. (9) Стоит лишь поднапрячься –
вот-вот…
(10) …И Дюшка задохнулся – он
понял! (11) Он открыл! (12) Сам того не желая, он назвал в мыслях то невидимое
и неслышимое, крадущееся мимо: «Пройдет немного в р е м е н и»…..
(13) В р е м я! Оно крадется.
(14) Дюшка его увидел! Пусть
не само, пусть его следы…
1. В каких предложениях заключена основная
мысль текста?
А) 1,2,3 б) 6,7,8,9 в) 10,11,12 г) 10,11,12,13,14
|