В – 3.
Словосочетание (тренировочное
задание).
1.В
каком ряду даны все словосочетания со связью СОГЛАСОВАНИЕ?
1)
кто-то из нас,
письмо написано, в течение года, в течении реки;
2)
путем замены,
рассказ артиста, мой друг, желание рисовать;
3)
белый от снега,
посеять рожь, очень хорошо, сидеть молча;
4)
ласковый взгляд,
мой друг, над опустевшим домом, из-за дальнего леса.
2.
В каком ряду даны все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ?
1) слушать молча, жить дружно, глубокое
озеро, семь дней;
2) его подруга, пять лет, возле бушующей
реки, автор проекта;
3) беспокоиться о детях, рассказ
ветерана, заниматься спортом, улицы
города;
4) возможность учиться, что-нибудь новое,
вдали от шумной дороги,
войти в дом.
3.
В каком ряду даны все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ?
1) голубое сияние, льётся с вершины,
учить работать;
2) по-зимнему холодный, уехать зимой,
проявить заботу;
3) очень хороший, уехал учиться, одет
по-зимнему;
4) молодым человеком, мой друг, кругом
бежит, старый дом.
4.
В каком ряду даны все словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ?
1) думал уйти, участвовать в поиске,
поиск неизведанного;
2)доблестный труд, стоял молча, из трех
книг;
3) смотреть исподлобья, добраться
засветло, улицы города;
4) пребывать за границей, работать без
устали, улыбнуться смущаясь.
5.
В каком ряду дано словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ?
1) бежать быстро, будем говорить;
2) левый поворот, деревянный карандаш;
3) встретить друга, листья клена;
4) говорил улыбаясь, вытереть досуха.
В – 3. Словосочетание. Вариант 1.
1.
Из предложения 14
выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.
(14)
Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную
одухотворенность чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального
любовного напряжения, максимального переживания.
2.
Напишите, какой
тип связи использован в словосочетании НАРАЩИВАЕТ СКОРОСТИ (в предложении 13).
(13)
Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в
универсамы, печатает газеты фотоспособом, а дефицит времени увеличивается.
3.
Из предложений
31-32 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
(31) Так не бывает, и самые добрые намерения
здесь не помогут.
(32) Надо вырабатывать душу.
4.
Из предложения 20
выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(20) Вся энергия уходит на отбивание от
преследователей.
5.
Укажите тип связи
в подчинительном словосочетании ЭТОГО НЕ ПОЙМЕМ (предложение 30).
(30) Пока этого не поймем, мы будем
пленниками чужих стран, для нас «импортный»
останется синонимом «качественный».
В – 3. Словосочетание. Вариант 2.
1.
Из предложения 7
выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
(7)
Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед.
2.
Из предложения 20
выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
(20) Каждый день ходишь мимо, видишь и
вспоминаешь.
3.
Укажите тип связи
в словосочетании УДРУЧАЮЩЕ ОБЕДНЁН (предложение 3).
(3)
Мир стал бы удручающе обеднён, прервались бы нити от одного человека к другому,
и, надо полагать, наступило бы время невежества, подозрительности и отчуждения.
4.
Укажите тип
подчинительной связи в словосочетании РЯД ПОТРЯСЕНИЙ (предложение 19).
(19) Что же говорить о нас, когда за одно
десятилетие – неуловимое мгновение по меркам истории – мы пережили ряд
потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла
привычная страна.
5.
Какой тип
подчинительной связи используется в словосочетании НАЗЫВАЮТСЯ ПО-УЧЕНОМУ
(предложение 16).
(16) В живой народной речи запечатлелось
так много накопленных за долгие века наблюдений и практических сведений из тех
областей знания, которые по-ученому называются агрономией, метеорологией,
анатомией и т.д.
В-4. Односоставные предложения
(тренировочное задание).
1.
Укажите безличное
предложение.
1)
Что новенького
пишут в газете?
2)
Скоро светать
будет.
3)
Уходим завтра в
море.
4)
Тихий вечер.
2.
Укажите
неопределенно-личное предложение.
1)
Люблю грозу в
начале мая.
2)
Уже совсем
стемнело.
3)
В дверь
постучали.
4)
В избе жарко
натоплено.
3.
Какое из
предложений определенно- личное?
1)
Иду по широкому
бульвару, сворачиваю в парк.
2)
Потемнело вокруг.
3)
Что там говорят
по радио?
4)
Искали нужную
книгу на этих полках битый час.
4.
Укажите назывное
предложение.
1)
Страшись, о рать
иноплеменных!
2)
Ведут к нему
коня.
3)
Постепенно
темнело.
4)
Вот парадный
подъезд.
5.
Укажите безличное
предложение.
1)
Приятно пахнет
черемухой.
2)
Берегите друг
друга.
3)
Цыплят по осени
считают.
4)
В 8 часов выхожу
из дома.
В-4. Односоставные предложения. Вариант
1.
1.
Из предложений
17-22 найдите сложные, в состав которых входит односоставное безличное
предложение. Напишите номера этих сложных предложений.
(17)
Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)
Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились.
(19) Познакомились. (20) Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного
совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.(21)
Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не
хотел потревожить свою Мурочку. (22) И я подумал, что любовь, конечно, бывает
очень разная и, наверное, я ее понимаю как-то упрощенно, прямолинейно или уж
вовсе не понимаю.
2.
Среди предложений
12-18 найдите сложное, в состав которого входит односоставное
неопределенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
(12)
Вечная проблема выбора. (13) Электронные версии толстых журналов немного
облегчают жизнь. (14) Можно спокойно полистать, присмотреться, принюхаться. (15)
Но полиграфия нынче быстрая, книгу издают за две-три недели. (16) А в
«толстяках» редакционный цикл – полгода, а то и больше. (17) Ничего
удивительного, что многие писатели предпочитают не связываться с журналами, а
сразу несут рукопись в издательство. (18) так и получается: заходишь в любой
книжный – глаза разбегаются.
3.
Среди предложений
20-25 найдите односоставное определённо-личное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(20)
Борьба за язык была выиграна. (21) Детская литература в руках мастера ожила,
снова в ней забила живая пушкинская струя, а слова стали упругими и весёлыми,
как резиновые детские мячики. (22) Киплинг стал нашим Киплингом. (23)
Перечитайте ещё раз хотя бы сказку «Откуда у кита такая глотка»: (24) «Он ел и
лещей, и ершей, и белугу, и селедку, и Селедкину тётку, и плотичку, и её
сестричку, и шустрого, быстрого вьюна-вертуна угря». (25) Ну чем не наша
чудо-юдо рыба-кит, описанная в
«Коньке-Горбунке».
В-4. Односоставные предложения. Вариант
2.
1.
Среди предложений
4-8 найдите простое односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите
его номер.
(4)
Памятник решено было поставить на одном из красивейших бульваров – Тверском:
здесь всегда шумно, много народу, и вечерами при свете фонарей гуляют люди. (5)
Да и сам поэт любил гулять по Тверскому. (6) Объявили конкурс на лучший проект
памятника. (7) Скульптор Александр Михайлович Опекушин решил принять в нем участие. (8) Было представлено 15
работ, но ни одну из них комиссия не утвердила.
2.
Среди предложений
29-33 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное.
Напишите номер этого сложного предложения.
(29)
Сафонов хорошо помнил, как они прощались: он как-то стыдливо снял свой
роскошный плащ, который висел рядом с потёртым пальто старой учительницы, и с
непроходящим ощущением вины поклонился. (30) Всю дорогу до Москвы Сафонов не
мог успокоиться, переживал чувство жгучего, невыносимого стыда. (31) Он думал о
Витьке Снегирёве, о Шехтере, о Самойлове – о всех, с кем долгие годы учился
когда-то, и хотелось ему достать их адреса, написать им гневные, уничтожающие
письма. (32) Но он не знал их адресов. (33) Потом он хотел написать Марии
Петровне длинное извинительное письмо, но с ужасом и отчаянием подумал, что не
знает номера ее дома.
3.
Среди предложений
8-11 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное
определённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.
(8)
Вот и мушкетеры Александра Дюма угодили под каблук этой дамы. (9) А такой
переворот в её мыслях произошел после посещения США, где борьба за
политкорректность достигла таких масштабов, что в некоторых штатах Америки
запретили Тома Сойера с Гекльберри Финном и изъяли все подозрительные места из
классических детских книжек. (10) Так что, дорогие читатели, пока ещё на
школьных дворах не пылают костры от книг, в которых политкорректность не
дотягивает до необходимого уровня, срочно покупайте «Трех мушкетёров» и читайте,
перечитывайте, давайте читать другим. (11) Пока не настал День Гнева.
|