В-6. Сложное предложение. Виды сложного
предложения. (тренир.тесты).
Текст 1. (1) Компьютеры появились во второй половине XX века. (2)
Сначала словом «компьютер» называли вычислительные устройства, выполнявшие
самые примитивные интеллектуальные функции. (З) Потом этим словом стали
называть вообще всякие устройства, имеющие дело с информацией и имитацией
интеллектуальных операций с нею, то есть всякие интеллектуально-информационные
устройства. (4) Успех их был умопомрачительным, беспрецедентным. (5) В течение
жизни двух-трех поколений они покорили человечество. (6) Они стали всесильными
божествами нашего Глобального человейника. (7) Личные компьютеры, в которые мы
«записываем» информацию о нашей индивидуальной жизни, в шутку называют
исповедальниками. (8) А всерьез их считают материализацией нашей духовной
жизни, наших бестелесных душ. (9) 0ни прошли три этапа в своем развитии:
печатания пальцами, диктовки голосом и думания про себя. (Ю) Появились даже
такие исповедальники, которые записывают сны и неосознанные мозговые процессы,
то есть подсознание. (11) Уже в XX веке были изобретены миниатюрные устройства,
позволяющие пользоваться исповедальниками на любом расстоянии от них. (12)
Точно так же в XX веке были изобретены миниатюрные устройства, позволяющие получить
справку по любому вопросу из глобальной информационной сети. (13) Современный
человек уже немыслим без таких универсальных информаторов, как и без
исповедальников. (14) Считается, что благодаря таким универсальным информаторам
мы носим с собой (именно с собой, а не в себе!) все богатства познания,
накопленного человечеством за всю прошлую историю, — стали сверхлюдьми. (15) Но
это ничуть не препятствует тому, что подавляющее большинство таких сверхлюдей
является дураками и невеждами. (АЛ.
Зиновьев)
В-6. Среди предложений 7
— 15 найдите сложные предложения, включающие в свой состав придаточные
изъяснительные. Напишите номера этих предложений.
Текст 2. (1)
Россия не только государство... (2) Она — сверхгосударство, океан, стихия,
которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. (3) Не
засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как
начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. (4) Она вся еще в предчувствиях, в
брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях. (5)
Россия — это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и
держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток. (б) Россия — это
семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами. (7) Россия — меховая щетина
бесконечных лесов, протянувшихся от края и до края, ковры лугов, ветреных и
цветущих. (8) Россия — это бесконечные снега, над которыми поют мертвые
серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под
которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. (9) Россия —
страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих
недрах. (10) Россия — не единая раса, и в этом ее сила. (11) Россия — это
объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это
свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония... (12) Россия
грандиозна. (13) Неповторяема. (14) Россия — полярна. (15) Россия — мессия
новых времен... (По Вс.
Иванову)
В-6.
Среди предложений 6—9 найдите сложноподчиненное предложение с
параллельным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
Текст 3. (1)
Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные
камни излучают таинственный блеск. (2) Я понимаю, конечно, что ничего
таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление
законами оптики. (3) Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности.
(4) Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи,
нет собственного источника света. (5) Сравнительно легко объяснить
происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. (б) Очевидно, слово
кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное
поэтическим содержанием. (7) Но действие самого слова (а не понятия, которое
оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова,
как зарница, объяснить гораздо труднее. (8) Само звучание этого слова как бы
передает медленный ночной блеск далекой молнии. (9) Конечно, это ощущение слов
очень субъективно. (10) На нем нельзя настаивать и делать его общим правилом.
(11) Так я воспринимаю и слышу это слово. (12) Но я далек от мысли навязывать
это восприятие другим. (13) Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических
слов связано с нашей природой. (14) Русский язык открывается до конца в своих
поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает
«до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (15) Для
всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца,
дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском
языке есть великое множество хороших слов и названий. (16) Чтобы убедиться в
этом, чтобы изучить меткий и емкий словарь, у нас есть, помимо книг таких
знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей
Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и
неиссякаемый источник языка — язык самого народа — язык паромщиков, пастухов, пасечников,
охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей,
сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни
слово, то золото.
(К. Г. Паустовский)
В-6. Среди предложений 1—8 найдите сложное
предложение с последовательным подчинением. Напишите номер этого предложения.
Текст 4.
(1)...Математические методы необходимы теории искусства и литературы, так же
как они необходимы естествознанию. (2) В искусстве и литературе, в музыке и
эстетике без всякого опасения прослыть неточными мы пользуемся определениями:
больше, меньше, выше, ниже, красивее, полнее, ярче, светлее, громче,
содержательнее. (З) Возможно, мы приближаемся к такому времени, когда встанет
вопрос об «уточнении» искусствоведческих терминов? (4) В эру кибернетики для
математических методов появляется больше возможностей проникновения в сферу
искусства и литературы. (5) В связи с этим, как писал еще Винер, возникло целое
течение «машинопоклонников». (6) Но победное шествие кибернетики, информатики и
вычислительной техники, как ни странно, усилило потребность в изучении
искусства традиционными, неформальными средствами, так как большое значение
имеют качественные оценки искусства. (7) Сторонники математического анализа
искусства часто приводят слова пушкинского Сальери: «...поверил я алгеброй
гармонию», стыдливо опуская начало стиха: «...звуки умертвив, музыку я разъял,
как труп». (8) К сожалению, это так. (9) Алгебра сегодня только инструмент для
формального анализа в искусстве и действует покуда как скальпель хирурга. (10)
Мы лишь в туманной дали, еле-еле замечаем признаки превращения этого режущего
инструмента в одухотворенное перо поэта. (11) Очень важно соблюдать чувство
меры при попытке объяснить искусство.
(В. Пекелис)
В-6. Среди предложений
1—6 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным.
Напишите номер этого предложения.
|