В-10.
Однородные члены предложения. Тренировочные задания.
1. Среди предложений 1 – 5 найдите предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
(1)Едва солнце скрылось за пологими горами, как
сумерки, томившиеся по обширным низинам, выбрались из своих тайных убежищ,
шагнули под кроны деревьев и, поднявшись к чернеющему небу, затопили все
вокруг. (2)В бесконечном мраке ночи растворилась горная саванна, застыл воздух,
притихло зверье, казалось, все вокруг замерло в ожидании нового дня... (3)Беззвучно
расступились ветви кустарника, и на звериную тропу вышла газель. (4)Она сделала
лишь несколько шагов и остановилась, тревожно потянув ноздрями воздух и силясь
понять причину вдруг пронзившего ее страха. (5)И в тот же миг из-за темной
груды камней взметнулась какая-то серая, гибкая тень и обрушилась на газель.
2. Среди предложений 16 – 21 найдите предложение с однородными
членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
(16) Еще
отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к
другу. (17) Мои мама и тетки были начисто лишены того, что теперь так
захлестнуло всех: вещизма. (18) Они отличались редкой терпимостью к
изменившейся жизни, не вспоминали с тоской: «Ах, как мы одевались, как красиво
мы жили!» (19) Когда мне было лет семь, у бабушки описали и увезли за долги по
налогам всю уцелевшую мебель: два письменных стола карельской березы, диван в
стиле модерн, трюмо с подзеркальником и что-то еще. (20)Для меня это стало
катастрофой мира моего детства: сколько игр переиграно на этом диване, сколько
нарядов принцесс и фей придумано перед этим зеркалом! (21)А мама сказала: «Ну и
что? Чем тебе этот диван так дорог? Это плохой стиль – модерн начала века».
3. Среди предложений 11 – 13 найдите предложение, в
котором НЕТ однородных членов.
Напишите номер этого предложения.
(11)
Дети очень чутки к слову, они остро чувствуют, где их обманывают, где
становятся перед ними на корточки, конфетно сюсюкая, подделываясь под доброго
дядю, беззастенчиво фальшивя. (12) Так же как и у взрослых, в библиотеке детей
есть книги зачитанные, затрепанные, а следовательно, и самые дорогие, и есть
книги новенькие, с нестершимся золотым тиснением на переплетах, книги, раз
только раскрытые и недолистанные до конца. (13)Такие, как сухой школьный
формуляр об обязанностях, при одном взгляде на них навевают пыльную скуку, к
таким не тянется рука с трепетом волнения, они не друзья...
4. Среди предложений 1 – 5 найдите предложение с однородными
членами. Напишите номер этого предложения.
(1) Он
[Берсеньев] был уже не молод. (2) В волнистых волосах на голове и длинной
бороде, ниспадавшей на грудь, пробивалась маленькая седина, что очень шло к их
темно-каштановому цвету. (3) Он разговаривал с какой-то дамой, слегка
наклонившись к ней; его тихий грудной голос всецело гармонировал с его ласковым
взглядом, полным изысканной почтительности.
(4) Я знал, по слухам, его жизнь. (5) Он был много раз
любим безумно, и много светских дам было связано с его именем.
5. Среди предложений 13 – 26 найдите предложения с однородными
членами. Напишите номера этих предложений.
(13)
Хорошо, что ночи стояли светлые. (14) Мы шли и ночью. (15) На четвертую ночь мы
выбрались в сухой березняк, увидели огни и услышали голоса. (16) Голоса были
женские. (17) Мы подошли ближе. (18) Сперва нам показалось, что это табор. (19)
Стояли телеги, плакали ребятишки. (20) Говорили по-русски. (21) Это были
погорельцы. (22) Бабы и старики. (23) Деревня сгорела, и они ушли в лес. (24)
Спали в телегах. (25) Днем хоронились, а ночью рыли землянки, варили картошку.
(26) Когда мы вышли на свет костра, женщины испугались.
6. Среди предложений 7 – 11 найдите предложение с
однородными подлежащими. Напишите номер этого предложения.
(7)Отличный мастер пейзажа, К.
Паустовский уверенно владеет и искусством психологических описаний.
(8)Тончайшие чувства, малейшие движения человеческого сердца, едва приметные
волнения души возбуждают с особой силой его авторское внимание. (9)Он описывает
их с такой же любовью и с такой же тщательностью, с какой зарисовывает розовые
облака в закатный час или лесную чащу в предчувствии грозы... (10)В книжке для
детей автор остается верен себе и своей главной теме. (11)В творчестве своем он
сохраняет единую целеустремленность, независимо от материала, над которым
работает, и от характера читательской аудитории, которую собирается
обслуживать.
7. Среди
предложений 12 – 20 найдите предложения с однородными членами. Напишите
номера этих предложений.
(12)И вот в
одну из таких поездок отцу пришлось сопровождать раненых. (13)Он шел впереди
грузовика в темноте, чтобы указывать водителю дорогу, держа в руках специальный
карманный фонарик, свет от которого пробивался через маленькую щелочку.
(14)Только так можно было хоть как-то ориентироваться на расстоянии нескольких десятков
метров, оставаясь при этом необнаруженными. (15)Но немцы все равно обстреливали
залив. (16)Услышав свист летящего в их сторону снаряда, отец упал на лед.
(17)Раздался взрыв, отца волной отбросило в сторону. (18)Когда он встал и пошел
искать грузовик, то добрался по своим следам до полыньи, образовавшейся в
результате взрыва. (19)Машина ушла под лед вместе с водителем и ранеными.
(20)Они не доехали до города совсем немного...
8. Среди
предложений 11 – 16 найдите предложение с однородными
членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.
(11)И сколько тут было людей, но не
было ни одного лишнего, они все нужны мне, и я бы не поступился ни одним
фотографом, обещавшим птичку, которая так и не вылетела, ни одним зеленщиком и
уж подавно ни одним мороженщиком, ни одним таксистом и ни одной легкомысленной
девицей. (12)Но даже по самому снисходительному счету разве мне не попадались
дурные и злые люди? (13)Да, но им здесь не было места. (14)Воображение вызвало
лишь тех, кто хоть чем-то помог моей жизни: морковкой с лотка, леденцовым
петухом, пятикопеечной порцией мороженого в вафлях, добрым словом, или
взглядом, или осуждающим молчанием. (15)Как много надо людей, чтобы прожить и
не сломаться, не рухнуть! (16)Тут были и те, кто откупил меня ценой собственной
жизни от смерти, мои товарищи, не вернувшиеся с войны.
|